Фоторепортаж из Павловска: Кавалерский зал, Открытый фонд русского фарфора, галерея Гонзаго

Кавалерийский зал Галерея Гонзаго — реставрация, 2010 год Кавалерийский зал — реставрация, 2010 год Концертно-выставочный зал Павловского дворца Галерея Гонзаго, 1944 год Галерея Гонзаг

Кавалерийский зал Кавалерийский зал Галерея Гонзаго - реставрация, 2010 год Галерея Гонзаго — реставрация, 2010 год Кавалерийский зал - реставрация, 2010 год Кавалерийский зал — реставрация, 2010 год Концертно-выставочный зал Павловского дворца Концертно-выставочный зал Павловского дворца Галерея Гонзаго, 1944 год Галерея Гонзаго, 1944 год Галерея Гонзаго, 1944 год Галерея Гонзаго, 1944 год Галерея Гонзаго, дореволюционная фотография Галерея Гонзаго, дореволюционная фотография

В Государственном музее-заповеднике » Павловск » (Санкт-Петербург) завершилась реставрация ряда объектов, в частности, завершена реставрация Кавалерского зала — одного из парадных залов Павловского дворца. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 23 декабря, в музее-заповеднике «Павловск», 25 декабря Кавалерский зал вновь откроет свои двери для посетителей музея.

В ГМЗ «Павловск» напомнили, что Кавалерский зал (первоначально Предцерковная галерея) созданный в 1797-1799 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны, был задуман как галерея античной скульптуры. Однако он был не только дворцовым музеем, но и парадным залом, в ко-тором античные статуи и бюсты с мраморными пьедесталами играли роль главного элемента интерьера. Изображение мальтийского креста в центре потолка связано с принятием Павлом I в 1798 году титула гроссмейстера Мальтийского ордена. Именно в этом зале император принимал кавалеров Мальтийского ордена, отчего зал и получил название Кавалерского.

В таком качестве зал просуществовал до 1870-1872 годов, пока его не превратили в основной зал Музея древностей, переместив сюда античные статуи из всех интерьеров дворца, что нарушило первоначальную композицию залов и снизило их художественную ценность. Реставрация Кавалерского зала началась в июне 2010 года. Реставрационные работы провел ООО «Ликеон — Музейные ко
1bbb
нцепции и проекты»
. Специалисты отреставрировали и укрепили живописный плафон и лепной декор, восстановили золоченый декор дверей. Отремонтировали щитовой паркетный пол, мраморные подоконные доски, двери и оконные рамы, заменили инженерное оборудование. Завершающим этапом работ стала расстановка скульптуры, когда на свои места в экспозиции были возвращены античные статуи, бюсты и пеплохранильницы.

В ГМЗ «Павловск» также завершена реставрация Концертно-выставочного зала Павловского дворца. Торжественное открытие зала состоялось 11 декабря 2010 года в рамках проводимого по инициативе Комитета по культуре фестиваля «Ночь музыки в Санкт-Петербурге». Ремонтно-реставрационные работы в Концертно-выставочном зале начались 2008 году. Специалисты усилили междуэтажные перекрытия, заменили инженерные сети, отреставрировали убранство потолков, лепной декор и деревянные конструкции. Кроме того, теперь Концертно-выставочный зал соединен проходом и лестницей с выставочными помещениями Южного Прямоугольного корпуса дворца.

В трех залах второго этажа Северного квадратного корпуса Павловского дворца открывается новая постоянная экспозиция — открытый Фонд русского фарфора ГМЗ «Павловск». Новая экспозиция музея — открытое для посещения фондохранилище — представит полное собрание предметов фарфора отечественного производства из коллекции Павловского дворца. Это фарфоровые изделия XVIII — начала XIX века Императорского фарфорового завода, не вошедшие в постоянную экспозицию, изделия частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова. Завершается экспозиция изделиями советского фарфора. Новая экспозиция размещена в трех залах, в которых установлено современное оборудование, специально изготовленное для показа именно этих экспонатов.

Галерея Гонзаго — единственное оставшееся помещение Павловского дворца, не восстановленное после Второй Мировой войны . Открытая галерея с парковой стороны северного полуциркуля Павловского дворца была сооружена в 1797 году по проекту архитектора Винченцо Бренна. В 1805 — 1807 годах выдающийся итальянский художник-декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго создал на стенах галереи семь живописных панно с иллюзорными изображениями лестниц и переходов. С этого момента она стала называться «Гонзагиной галереей». Большой мастер архитектурно-перспективного иллюзионизма, Гонзаго сделал фрески Галереи своего рода продолжением реальной архитектуры, и они изумляли современников эффектом trompe l’oeil — живописи, «обманывающей зрение». Решение о восстановлении фресковой живописи галереи, практически уничтоженной в пожаре 1944 года, было принято в 1989 году, работы ведутся в галерее с 2006 года, при наличии своевременного финансирования они должны завершиться в 2011 году.